Мотив и мотивация личности

Мотив и мотивация личности

Мотив и мотивация личности – это важнейшая тема в психологии, ознакомиться с которой обязан каждый. Мотив означает побуждать к действию. Мотивы бывают разные: интерес к делу, обязательство перед кем-либо, самоутверждение или самореализация и т.п. Если человек стремится выполнить какую-либо работу, значит, у него есть определенная мотивация.

Мотив и мотивация личности

Мотивация – это сочетание стимулирующих факторов, выражающих инициативу личности, куда входят нужда, мотивы, побуждение, факторы ситуаций. Мотивы – это постоянные демонстрации и свойства личности. Например, личности (человеку) свойственен мотив познания, что подразумевает познавательную мотивацию.

Мотивы подчиняются многим ситуативным причинам, таким как сложность работы, требования вышестоящего руководства, установки окружения.

Комплексы мотивов не решают мотивацию работы. Нужно учесть причины определенной ситуации. Например, сложная учеба, недостаточное взаимодействие с учителем или руководителем снижают мотивацию и эффективность работы.

Стимулирующие факторы мотивации делятся на два самостоятельных класса:

  • желания и побуждения;
  • мотивы, выражающие поведение или работу.

Потребность – это нехватка личности чего-либо, она является неотъемлемым фактором всякого процесса, но сама по себе не может дать процессу точной направленности. Нужда толкает личность на активность, а мотив направляет деятельность.

Таким образом, мотив побуждает к работе, которая связана с удовлетворением потребностей личности.

От знаний и способностей также от мотивации зависит успех. Высокий уровень мотивации толкает личность к работе и чем выше мотивация, тем больше стараний прилагает индивид. Люди с высокой мотивацией достигают больших результатов в работе. Мотивов у человека множество.

Классификация мотивов и мотивации личности

  1. Действующие и потенциальные мотивы. Действующий мотив выбирается лично каждым индивидом и считается мотивом настоящих поступков. Потенциальный мотив – это мотив, организовываемый деятельность и определяющий вероятные вариации поступков личности. Потенциальные мотивы имеют значение, когда индивид делает непривлекательную для него работу под действием условий.
  2. Главные и незначительные мотивы. Главные мотивы располагаются в центре и содержат огромный смысл для саморазвития. Незначительные мотивы слабо соединены с личностью и недоразвиты.
  3. Смысла образующие мотивы и мотивы-стимулы. Смысла образующие мотивы характеризуются отношением личности к предметам, окружению и к себе. Мотивы-стимулы сопровождают смысла образующие мотивы и играют роль вспомогательных факторов – позитивных или негативных.
  4. По предметному сюжету имеются следующие виды мотивов:
    • Предметные мотивы формируют устремленность к работе. Постоянно имеется конкретное указание того, что должно получиться, в конечном счете (например, посадить дерево).
    • Функциональные мотивы включены в работу, но не имеют конечной цели (например, общение человека с близкими). Этот мотив довольствуется самим процессом работы без конкретного итога. Например, игры вызываются функциональным мотивом.
    • Нормативные мотивы – это организация занятия, подчиненная каким-либо пределам. Примером служат моральные или юридические мотивы.
  5. Обобщенные и конкретные мотивы. Обобщенные передаются на какие-либо сферы и процессы личности. Конкретные мотивы – это состав элементов отдельных действий.
  6. Осознаваемые и не осознаваемые мотивы. Осознаваемые мотивы имеются в сознании личности, но если человек не знает настоящих мотивов поведения, то они остаются не осознаваемыми.

Имеются и другие классификации мотивов, содержащие многочисленные теории мотивации, но об этом в следующих статьях.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.